пятница, 30 августа 2013 г.

Батл: фильм или книга. Часть 8



Солнечный привет вам, в предпоследний день знойного лета! ))))
Сегодня мы с вами перенесемся в сказку, потому что первым на наше обсуждения выходит произведение «Чернильное сердце» Корнелии Функе, а прямо следом за ним роман Дафны дю Морье "Ребекка".
Чернильное сердце

 Заявляю с гордостью: «Я взрослый человек, и я люблю сказки!». Тем более, такие сказки, как «Чернильное сердце». Это история полностью увлекла меня в свои строки. Автор пишет захватывающе, повороты сюжета заставляют задерживать дыхание, язык повествования простой и с юмором.  Эта история из тех, открыв которые. Вы уже не сможете закрыть книгу, не дочитав ее. Вся история состоит из трех книг: «Чернильное сердце», «Чернильная кровь» и «Чернильная смерть». Фильм снят только по первой книге, хотя остальные две ни в чем не отстают от первой. Правда, они намного более жестоки по сравнению с первой книгой. Экранизация очень отличается от первоначальной истории, немного изменен сюжет и финал.
В центре сюжета двенадцатилетняя девочка Мегги и ее отец, переплетчик Мортимер, которого дочь зовет не иначе как Мо.  Оказывается, он умеет делать удивительные вещи, читая вслух книгу, он оживляет ее персонажей, вот только взамен туда попадает кто-то из находящихся рядом людей. Таким образом, Мо когда-то оживил троих персонажей книги «Чернильное сердце»: комедианта огнеглотателя Сажерука (в фильме Пыльнорука), разбойника Басту и главного злодея Каприкорна. При этом в книгу попала жена Мортимера и мама Мегги Тереза. И вот, спустя девять лет Сажерук вновь приходит в дом Мортимера, с просьбой вернуть его обратно в его историю. С этого момента и начинается все невзгоды и приключения Мо и его дочери.
Читая аннотации к этой книге и раздумывая читать или нет, я не устояла перед тем, что главной героиней этой истории является книга. С первых же строк меня покорило множество цитат о книгах, упоминаний о них и безграничная любовь главные героев к книгам. Приготовились к потоку цитат? Тогда читайте дальше)))

Некоторыми книгами надо наслаждаться, другие - проглатывать; и лишь немногие нужно жевать, а затем хорошо переваривать.

Если ты берешь с собой книгу <...> происходит странная вещь: книга начинает собирать твои воспоминания. Стоит лишь открыть ее потом, и ты сразу переносишься туда, где читал эти страницы. Пробежал глазами первые слова - и перед тобой оживают знакомые картины, ты чувствуешь запахи, вкус мороженого, которое ел во время чтения... Поверь, книги волшебные, ведь ничто так хорошо не удерживает воспоминания, как их страницы.

... лучшее в книгах - это то, что их можно захлопнуть, как только ты этого захочешь.

Да, мир ужасен и жесток, как кошмарный сон. Только книги могут спасти, только в них можно найти и сочувствие, и утешение, и любовь... Книги, ничего не требуя взамен, любят каждого, кто их открывает. Они никогда не покидают даже тех, кто не заботится о них.

Книги должны быть тяжелыми, потому что в них спрятан весь мир.

Иногда радует, что наша память не так хорошо хранит воспоминания, как книги. Без них мы бы вообще ничего не помнили.
  
Пожалуйста! - шептала она, открывая книгу. - Пожалуйста, унеси меня подальше отсюда, всего на часок-другой, но, пожалуйста, подальше отсюда.

Волшебство приходит из книг.

Разве есть на свете что-нибудь прекраснее букв? Волшебные знаки, голоса умерших, строительные камни чудесных миров… И более того: знаки-утешители, избавители от одиночества. Хранители тайн, провозвестники истины.

"В писателе живёт рассказчик, учитель или волшебник... но господствует всё-таки волшебник".

Мегги заметила, что каждая книга раскрывалась со своим особенным шелестом — в зависимости от того, знаешь ты, о чём эта книга, или нет.

Ничто так хорошо не прогоняло кошмары, как шелест книжной бумаги.

Теперь о основных персонажах.
Мегги. Девочка очень начитанная, любящая своего отца и, немножко, наивная. Вместе с тем она чрезвычайно сильная. Элиза Беннет, по моему мнению, идеальная Мегги. По крайней мере читая, я представляла ее именно так.
Мортимер. В экранизации был исполнен потрясающим Бренданом Фрэйзером. Помните фильм «Мумия» и его главного героя? Да-да - это все он))) Персонаж очень добрый, верный и любящий. Всю его жизнь, он занимается переплетом и спасением книг. Мо идеальный отец и человек с добрым сердцем.

Элинор. Несомненно, мой любимый персонаж. В фильме эту роль сыграла потрясающая Хелен Миррен. Почти всю жизнь Элинор живет одна, единственной ее компанией являются книги. Но она отнюдь не тяготится одиночеством, казалось бы, кроме книг ей никто и не нужен. В ее доме все пространство заставлено различными изданиями, среди которых есть по-настоящему ценные экземпляры. Невероятно колоритный персонаж, представляющий собой тетушку пропавшей матери Мегги. Нельзя не влюбиться в ее постоянное ворчание и гордое поведение. В экранизации, характер этого персонажа передан идеально.Сажерук (Пыльнорук). Отношение к этому персонажу, поначалу, было очень неоднозначным. Я не могла понять положительный это герои или отрицательный. Определилась я только к концу книги. В последующих двух частях его образ уже однозначен и не вызывает сомнений. Но даже в то время когда вы не знаете, как же его воспринимать, вы уже будете его любить. Это удивительный герой, он комедиант и огнеглотатель. Огонь его лучший друг, с помощью которого он делает чрезвычайные вещи.Гвин. Не могла обойти стороной это чудо. Гвин – это куница с рожками. Пушистый друг Сажерука из волшебного мира «Чернильного сердца».
Сложно выбрать между очень разными книгой и экранизацией. Безусловно, оба очень-очень хороши и заслуживают жить. Так что ставлю знак равенства. 

"Ребекка"

Знаете, я не сразу решилась написать рецензию на эту книгу, и уж тем более, сравнивать ее с фильмами. Это произведение относиться к тем, которые экранизировать чрезвычайно сложно, а то и невозможно. Эта книга завела меня в омут из букв, чувств и эмоций. В ней есть любовь, простодушие, прошлое, невероятное поместье, злость, интрига и страх. При чем, именно из-за последнего пункта, экранизация не может быть идеальной как бы ни старались режиссеры. А все просто потому, что читая, ощущается легкое волнение страх, вроде бы и причин нет, книга то не о призраках, но неуловимая мистическая черта присутствует и создает свою атмосферу.
 Молоденькая девушка, служащая компаньонкой у неприятной женщины, приезжает с ней в Монте-Карло. В то же время там оказывается недавно овдовевший Максим де Винтер. Он производит впечатление холодного и жесткого человека, но не смотря на это, по воле случая, у него завязывается дружба с нашей героиней. В конце концов, Максим женится на девушке и увозит ее в свое поместье Мандерли, широко известное своим великолепием. Именно там у девушки и начинается все самое загадочное, поскольку первая супруга мистера де Винтера, умерла всего год назад и всё и все вокруг так и дышат великолепной Ребеккой.
Вторая миссис де Винтер, имени которой мы так и не узнаем, не смотря на то, что это главная героиня. Очень наивна и застенчива, ей сложно давать указания и отдавать приказы. Чрезвычайно не уверенна в себе. Но тем не менее в конце истории она проявляет силу характера и удивительную стойкость.

— Значит, миссис Ван-Хоппер надоел Монте-Карло, — сказал он, — и она хочет вернуться домой. Я тоже. Она в Нью-Йорк, я — в Мандерли. Какое из этих мест предпочитаешь ты? Выбирай.
— Не шутите такими вещами, это нечестно, — сказала я. — И вообще, мне надо прощаться с вами и пойти заняться билетами.
— Если ты думаешь, что я один из тех людей, которые любят острить за завтраком, ты ошибаешься, — сказал он. — У меня по утрам всегда плохое настроение. Повторяю, выбор за тобой. Или ты едешь в Америку с миссис Ван-Хоппер, или домой, в Мандерли, со мной.
— Вы хотите сказать, что вам нужна секретарша или что-то в этом роде?
— Нет, я предлагаю тебе выйти за меня замуж, дурочка.
Подошел официант с завтраком, и я сидела, сложив руки на коленях, пока он ставил на стол кофейник и кувшинчик с молоком.
— Вы не понимаете, — сказала я, когда он ушел, — я не из тех девушек, на которых женятся.

Макс де Винтер. Сложный персонаж, предоставляющий нам сюрпризы на протяжении истории. Он внешне сдержан и холоден, но в нем кроется пылкая и любящая натура.
Миссис Дэнверс. Экономка в Мандерли, горячо преданная бывшей хозяйке поместья Ребекке. Она всячески препятствует счастливой жизни новой миссис де Винтер и создает леденящее душу впечатление.
Ребекка. Пожалуй, о ней мы узнаем намного больше чем о остальных персонажах. Но докопаться до настоящей Ребекки, а не той которую видели все вокруг, не так то просто.
Мандерли. О, это великолепное поместье, безусловно, играет главным роль в книге. Оно кажется отдельным персонажем, дышащим и живущим. Огромная усадьба расположена на берегу моря, с чудным садом и великолепными окрестностями.
Я посмотрела две экранизации одноименно романа. Первая, и наиболее удачная, снята Альфредом Хичкоком в 1940 году. Этот фильм наиболее приближен к роману, и даже, пытается создать, то ощущение страха и мистики. Не смотря на то, что фильму уже много лет, смотреть его одно удовольствие. Кажется, что он и не может быть снят в цвете, поскольку он прекрасен именно таким, каков есть. Единственное что меня немного раздражало, это гримасы главной героини.  Ни в коем случае, не хочу плохо отзываться об актрисе, она сыграла свою роль великолепно. Просто, иногда, ее выражения лица выбиваются из общей атмосферы фильма и кажутся комичными.
Вторая экранизация снята в Италии в 2008 году. Она более сильно отличается от романа. Так, например, в фильме у главной героини появилось имя – Дженнифер.  Да и сам фильм показался мне, каким-то уж слишком страстным. О мистике и страхе здесь и речи быть не может. Скорее это история дю Морье в немножко новом свете.
«Ребекка» отныне одно из моих любимых произведений, к которым я буду возвращаться в будущем. А что касается фильмов, то скорей всего однажды я пересмотрю первоначальную экранизацию Хичкока. Но нужно помнить что, чтобы почувствовать и понять настоящую историю и атмосферу этой истории, следует непременно проесть книгу.

В книгах мужчины становились при этом перед женщинами на колени, и в окно светила луна. Не за завтраком. Не так.
— Похоже, что мое предложение не очень пришлось тебе по вкусу, — сказал он. — Сожалею. Мне казалось, ты любишь меня. Хороший щелчок по моему тщеславию.
— Я правда люблю вас. Я люблю вас ужасно. Вы сделали меня очень несчастной, и я проплакала всю ночь, потому что я думала, я больше вас никогда не увижу.

"Ах, если бы кто-нибудь придумал, как сохранить воспоминания, запереть их во флакон, как духи. Чтобы они никогда не выдохлись. Никогда не потускнели. А когда тебе захочется, вынешь пробку - и заново переживешь тот миг.”

Скромность и доброта больше нужны в семейной жизни, чем остроумие и гордая красота.

Счастье не приз, который получаешь в награду, это свойство мышления, состояние души.

.. существует теория, что страдания облагораживают людей, делают их сильнее и, чтобы шагнуть вперед, мы должны пройти курс огнем.

Сколько же есть на свете людей, подумала я, которые мучаются от того, что они не в силах выбраться из-под опутавшей их паутины робкой сдержанности, и в своей безрассудной слепоте возводят перед собой огромную стену, которая заслоняет правду. То самое, что делала я. Я рисовала в уме ложные картины и созерцала их. Ни разу не набралась мужества потребовать правды.

Я не могла бороться с мертвой Ребеккой. Она была сильнее меня. Если бы Максим любил какую нибудь живую женщину, ездил бы к ней в гости или обедать, иногда оставался бы у нее ночевать, я могла бы бороться. Эта женщина могла состариться, надоесть ему, стать безразличной, и тогда моя победа была бы полной. Но с мертвой Ребеккой я бороться не могла. Она продолжала оставаться молодой, прекрасной и обаятельной, и это было непоправимо.

Его книжечка стихов лежела у меня на кровати. Она открылась на странице с посвящением: "Максу от Ребекки. 17 мая". Я аккуратно вырезала ножичком эту страницу так, чтобы ничего не было заметно, и разорвали её на клочки. Но и на клочках можно было увидеть скользящий, стремительный почерк. Я собрала клочки, поднесла к ним спичку и смотрела, как они превращались в пепел. Я начинала новую жизнь, разрушая воспоминания о его прежней любви.

На сегодня мы с вами прощаемся! Приятного вам чтения и просмотра))))


Статью для вас подготовила журналист рубрики «Кинотеатр Мастериц».
С пожеланиями творческих успехов, всегда ваша Elena!

8 комментариев:

  1. спасибо! очень люблю вашу рубрику)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо)))) Очень приятно что вам нравится))))

      Удалить
  2. Спасибо большое за обзор и сравнение. Интересные книги. Твое повествование подбивает прочесть эти книги и окунуться в этот мир.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо)) Как же приятно, когда после рецензий люди становятся заинтересованными в той или иной книге/фильме))))))

      Удалить
  3. Спасибо за рецензии. *пошла искать "Чернильное сердце"

    ОтветитьУдалить
  4. Редко комментирую вашу рубрику, хотя и всегда читаю, но сейчас точно не удержусь! Каждый раз вы описываете те книги/фильмы, которые я только что прочитала/посмотрела, или которые как раз скачала для просмотра/прочитки. Удивительно просто! Хоть одно произведение точно должно быть связанно со мной! Вот и сейчас: вчера закончила читать одну книгу, закачала в телефон "Ребекку". Ну не чудеса? Впечатлениями поделюсь потом)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вот так совпадение))))) Значит у нас с вами очень похожий вкус на книги и фильмы. Буду ждать ваших впечатлений))))

      Удалить